Прежде чем приступить к основному этапу
создания иконы, необходимо тщательно разобраться в духовных основах
иконописания, без чего иконография превращается в религиозную
живопись.
Первой заповедью иконописцу будут слова апостола Павла: "Непрестанно
молитесь" (1Фес.5,17).
Чтобы понять значение молитвы при иконописании, сравним это вдохновенное
занятие с живописанием. Обычно живописец в своем творчестве пытается
согласовать душевные чувства с тем, что он изображает на холсте.
По существу, опытный мастер изображает в своем произведении себя
и свои ощущения.
"Мыслить красками" - процесс сложный и когда он успешно
завершается, то приносит большое удовлетворение. Выражать себя
в творчестве - это высшая форма человеческой деятельности, ведь
в этом деле созидается личность. И чем больше в обществе высокоразвитых
личностей, тем оно совершеннее.
Подобно живописцу творит и боговдохновенный иконописец, только
он предварительно очищает свою душу молитвой, чтобы в нее вошел
Христос. О том как пишется икона, повествуется в одном древнехристианском
предании: "Во время земной жизни Христа в городе Едессе,
небольшим царством правил страдавший проказой царь Авгарь. Он
уверовал в Иисуса Христа и написал Ему письмо с приглашением прибыть,
чтобы исцелить его и разделить с ним царство. Но Господь отклонил
приглашение Авгаря.
Тогда царь Авгарь пожелал иметь изображение Иисуса Христа и послал
к Нему своего художника Ананию. Христос начал читать проповедь,
а Анания пытался Его нарисовать, но все усилия художника оказались
тщетными. Когда человек в таких случаях осознает свое бессилие,
он начинает молить Бога о помощи.
Господь подошел к Анании, взял плат, приложил к Лицу и чудесно
отпечатлевшееся на нем изображение Своего образа отправил царю
Авгарю. Авгарь с благоговением принял Нерукотворный образ Спасителя,
приложился к нему и тотчас же исцелился " (Авгарь причислен
к лику святых. Память 31 декабря).
Это предание показывает, что для написания иконы, художник должен
старательно использовать все свое мастерство, призывая на помощь
Иисуса Христа, Который придет и чудесным образом сотворит Лик
на иконе.
Если Спаситель не посетит душу иконописца, то плодом его творчества
получится не икона, а живописное произведение.
К сожалению, долгое время первая заповедь иконописца попиралась
некоторыми художниками, ряд икон писали без молитвы, в результате
так живопись постепенно вытесняла икону. По существу, это было
насмешкой врага человечества над святым мастерством.
Предание о Нерукотворном Образе показывает, что икона может спасать
людей. Царь Авгарь из города Едессы символизирует такое время
и такое место в жизни общества, когда люди погибали от проказы,
посылаемой за тяжкие грехи. Но в эту пору и исцелил царя Живой
Христос, для наших тяжких времен Спаситель оставил нам Свою икону
и иконы Своих святых. Так что возрождение иконы - исключительно
серьезное дело.
Виктор Криворотов, иконописец