К юбилейным торжествам
250-летия со дня рождения преподобного Серафима Саровского в мастерских
Культурного Центра "Эстамп" выполнена печать литографий с оригинального
литографского камня, произведенного в мастерских Серафимо-Дивеевского
монастыря в 1903 г.
Надпись на литографии: "Отъ С.-Петербургскаго
Цензурнаго Комитета печат. дозвол. С.-Петербургъ 27 iюня 1903 г.
цензоръ Iеромонахъ Александръ. Лит. Сераф.-Див. Монас. Ниж. г."
В мае 2004 г. паломнической группой Культурного Центра "Эстамп"
(г. Москва) была предпринята поездка в Серафимо-Дивеевский монастырь,
где совместно с настоятельницей и сестрами монастыря было принято
решение о печати литографий "ПРЕПОДОБНЫЙ СТАРЕЦ СЕРАФИМ, МОЛЯЩИЙСЯ
В ЛЕСУ НА КАМНЕ". В дореволюционные годы Серафимо-Дивеевский монастырь,
помимо прочего, был широко известен своими литографиями, распространявшимися
по всей России. Часть из них приобреталась Императорской Семьей.
Для производства литографий в монастыре был построен двухэтажный
корпус, который сохранился до настоящего времени. Несколько литографских
камней, с которых производилась печать, чудом уцелели. Усилиями
специалистов и печатников КЦ "Эстамп" литографский камень 100-летней
давности был вновь подготовлен для печати. ЛИТОГРАФИЯ (от греч.
lithos - камень и grapfo - пишу, рисую) - вид гравюры, способ плоской
печати. Литография была изобретена А. Зенефельдером в кон. XVIII
в. в Германии. Печать производится переносом краски под давлением
с плоской поверхности камня. О технике. Рисунок наносится на камень
(особая порода известняка), литографическим карандашом (по зернистой
поверхности) или жирной тушью (по гладкой, отшлифованной поверхности).
Затем камень протравливается кислотой (воздействующей на непокрытую
жиром поверхность). В результате травления поверхность, свободная
от рисунка, теряет способность воспринимать жирную типографскую
краску. Если такой камень, слегка увлажнив, прокатать валиком с
краской, то она задержится только в местах рисунка, и рисунок отчетливо
проступит на сероватом фоне известняка. Оттиски с камней получают
на специальном литографском станке. Культурный центр "Эстамп" создан
на базе старейшей мастерской эстампа основанной в 1937 году известным
художником-графиком Иваном Николаевичем Павловым, компаньоном знаменитого
русского книгоиздателя Ивана Дмитриевича Сытина. В мастерской сохранились
и находятся в хорошем рабочем состоянии уникальные станки для ручной
печати гравюры, в частности фирмы "Краузе и Полиграф" (XVIII в.),
а также литографские камни, купленные в свое время И. Н. Павловым
в Баварии. На протяжении более полувековой истории в мастерской
работали лучшие художники-графики такие, как Павлов, Соколов, Староносов,
Верейский, Митурич, Фаворский, Ватагин, Моор и другие. И сегодня
современные художники, первоклассные мастера всех видов техники
эстампа, опираясь на высокий профессионализм мастеров-печатников,
последователей старых российских традиций, создают высокохудожественные
образцы станковой графики. Работы наших художников приобретали крупнейшие
музеи мира: Третьяковская галерея, Гравюрный кабинет Музея изобразительных
искусств им. А. С. Пушкина, Библиотека Национального конгресса США,
Музей нового искусства (собрание Людвига) г. Кельн и другие музеи,
галереи и частные собрания. Сегодня Культурный Центр "Эстамп" является
единственной мастерской на территории России и ближнего зарубежья,
производящей ручную печать гравюры - древнейшего вида изобразительного
искусства.
Размеры художественного поля литографии: 26 см х 34,5 см Литографии
получены в нескольких цветовых гаммах.
Адрес:101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д.38 стр.4 тел. 921-49-96