ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА
Божией Матери, главная чудотворная икона России, величайшая национальная
русская святыня.
Икона Богоматери с младенцем Христом на руках, в иконографическом
типе Умиления была исполнена талантливым греческим художником
в Константинополе в начале 12 в. и в первой трети столетия прислана
в Киев. Согласно летописному сообщению, в 1155 Андрей Боголюбский
унес ее с собою во Владимиро-Суздальское княжество, где она хранилась
в построенном им Успенском соборе и где она стала почитаться как
чудотворная Владимирская. В 1160-е гг. было составлено первое
сказание о чудесах иконы (исцеления людей от болезней, помощь
Андрею Боголюбскому и его приближенным).
В 1395 во время нашествия на Русь татар под предводительством
Тимура Владимирскую икону принесли в Москву для моления о покровительстве
и спасении города. На месте встречи (сретения) иконы в Москве
был основан Сретенский монастырь. Через несколько лет после чудесного
избавления Москвы от разорения была составлена повесть об этом
событии, в которой Владимирская икона была соотнесена с прославленной
византийской Одигитрией, благодаря чему с ней связали сказание
о евангелисте Луке, написавшем прижизненный образ Богородицы с
младенцем Христом. На протяжении 15 в. икону неоднократно возвращали
во Владимир; окончательное перенесение ее в Москву, в новый Успенский
собор (1475-79), произошло 23 июня 1480. В 16 в. в царствование
Ивана Грозного, почитание Владимирской иконы достигло своего апогея.
Под руководством митрополита Макария была составлена серия сказаний
о чудесах Богоматери Владимирской, большинство из которых вошло
в главное литературно-историческое сочинение 16 в., т. н. Степенную
книгу царского родословия.
С иконы делались многочисленные почитаемые копии-списки. Самые
известные из них: два списка начала 15 в., один из которых сделан
для Успенского собора во Владимире, другой — для Успенского собора
Московского Кремля и список начала 16 в. с клеймами праздников
и святыми на полях, хранящийся, как и первый список, в Успенском
соборе Московского Кремля.
В течение веков икона украшалась массивными окладами из золота
и серебра с драгоценными камнями и жемчугом и многочисленными
привесками (ювелирными женскими украшениями, крестами, иконками,
монетами). Первый богатый золотой оклад (согласно летописи — около
пяти кг золота, не считая серебра) был сделан по заказу Андрея
Боголюбского (не сохранился); второй золотой оклад — по заказу
митрополита Фотия в начале 15 в.; в 1656-58 по указу патриарха
Никона изготовлена золотая риза (оклад и риза хранятся в Оружейной
палате).
На протяжении столетий Владимирская икона неоднократно реставрировалась,
были надставлены поля, в начале 15 в. на тыльной стороне иконы
написали (или поновили древнее изображение) престол с орудиями
страданий Христа. Научная реставрация Владимирской иконы была
осуществлена в 1918: из-под записей открылась древняя живопись,
от которой остались только лики и небольшие фрагменты на одеждах.
В настоящее время икона хранится в Государственной Третьяковской
галерее в Москве. Церковное празднование Владимирской иконы совершается
трижды в год: 26 августа (в память чудесного спасения Москвы в
1395), 23 июня (в память окончательного перенесения иконы в Москву
и бескровной победы над татарами на реке Угре в 1480) и 21 мая
(в память избавления Москвы от набега крымского хана Махмет-Гирея
в 1521). В древности празднования сопровождались крестными ходами
с чудотворным образом или одним из его списков.
История культуры Л.
А. Щенникова